Твои друзья и помощники – книги
Театрализованный урок-игра по теме:
«Выбор книг в библиотеке для
ЦЕЛЬ: Научить детей
самостоятельно выбирать книги в библиотеке.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Провести
беседу с читателями об абонементе и читальном зале, рассказать о различии этих
двух отделов. Познакомить с порядком расстановки книг на полках и полочными разделителями.
Обратить внимание на других помощников в выборе книг - каталог, картотеки,
книжные выставки и др.
ОБОРУДОВАНИЕ
Книжные полки для самостоятельного
выбора книг, иллюстрированный каталог, картотеки, книжные выставки,
самодельныепомятые и испачканные страницы и т. д. (для сценки с Бабой-ягой),
музыкальные записи с песнями о книгах, чтении и библиотеке.
БИБЛИОТЕКАРЬ - ведущий, КНИГОЧЕЙ
ПОЧИТАЙКИН - помощник ведущего, БАБА-ЯГА, ДЕТИ.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуйте, наши
дорогие читатели! Вы сегодня пришли в гости в удивительный дом. Кто знает, как
этот дом называется?
ДЕТИ: Библиотека.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Правильно. Это
библиотека, и живут здесь ваши друзья и помощники — книги. Их здесь много, и
они очень интересные. Молчаливые, книги тихонько стоят на книжных полках и ждут
своих читателей. Подойдет читатель к полке, возьмет одну из них в руки,
откроет первую страницу — начнет книга рассказывать.
Открывает большую красочно
иллюстрированную книгу. Раздается голос, записанный на аудиокассету. Если нет
возможности сделать запись, можно озвучивать книгу из-за стеллажа.
ГОЛОС: «Жила-была девочка в одной
деревне. Маленькая и такая хорошенькая, что лучше ее на свете не было. Мать
любила ее без памяти, а бабушка и того пуще. Ко дню рождения внучки подарила ей
бабушка красную шапочку». (Голосумолкает.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, вы
догадались, кто написал эту сказку и как она называется?
ДЕТИ: Эта сказка Ш.Перро «Красная
Шапочка».
БИБЛИОТЕКАРЬ: Правильно! А теперь
слушаем дальше!
ГОЛОС: Эта крошка выросла в
чашечке цветка,
Нежная и робкая, — меньше ноготка.
Обижали хрупкую жабы и кроты, как зовут ту девочку, знаем я и ты.
ДЕТИ: Дюймовочка из сказки X. Г.
Андерсена.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Отлично, ребята!
Давайте послушаем еще.
ГОЛОС: У мальчишки-шалунишки оченьдлинный нос.
Деревянный, любопытный.
Много бед ему принес!
Но жить наш смелый озорник
Без приключений не привык.
БИБЛИОТЕКАРЬ: А кто же этот
веселый мальчик, сделанный из полена?
ДЕТИ: Это Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик».
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Верно. Молодцы! Вот как много книг вы уже знаете. А сколько книжек еще незнакомых!
Сколько замечательных историй они вам расскажут, стоит только захотеть. А
найти самые интересные книги вам поможет наша библиотека. Сейчас мы вместе
пройдем по залам и узнаем, как правильно выбирать книгу. (Дети располагаются
вокруг Библиотекаря.) Мы с вами находимся в абонементе. Давайте вместе
повторим это слово.
ДЕТИ:
Абонемент.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Абонемент - это отдел, где книги выдают на дом. Книги, взятые здесь, вы можете
читать дома целых две недели. А затем их надо вернуть, чтобы поменять на новые.
Но можно и продлить срок пользования книгой, если вы ее не успели прочитать.
Это можно сделать, позвонив по телефону или придя в библиотеку.
Ну
а если вы хотите читать редкие или ценные книги, то для этого в библиотеке есть
еще специальный отдел и называется он — читальный зал. Давайте повторим.
ДЕТИ:
Читальный зал.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Теперь пройдем в него и узнаем, что там есть. (Дети
проходят в читальный зал, рассаживаются за столы.В зале появляется незнакомец
в очках, с портфелем и книжкой в руке.) Гражданин, вы кто?
КНИГОЧЕЙ:
Ой, вот зачитался, понимаете! Забыл представиться. Итак, перед вами (трясет
портфелем)
Книгочей Почитайкин собственной персоной, любитель книг и обожатель
библиотеки.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Вот и замечательно. Вы-то, уважаемый, и поможете мне рассказать о читальном
зале.
КНИГОЧЕЙ:
С удовольствием расскажу и о читальном зале, и о том, как надо выбирать книги в
библиотеке.
(Звучит запись песенки о книгах, о
чтении или библиотеке).
Из
читального зала книги на дом не выдают, их читают за столами. Вот так, как
сейчас вы сидите. Здесь шуметь нельзя. Надо соблюдать тишину, чтобы не мешать
остальным читателям.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Книгочей, а расскажите читателям о том, как надо правильно выбирать книги.
КНИГОЧЕЙ: Ребята, книги на полках
стеллажей расставлены совсем не но размеру и цвету, хоть так и было бы
красивее. Но при такой расстановке нужную книгу найти трудно, так как она
теряется среди других. ( обираются книжки по содержанию, в зависимости оттого,
о чем книга.
В детской библиотеке книги разделены на
отделы. Вот смотрите (подводит двух читателей к полкам). Это — второй отдел. Здесь можно найти
книги о временах года, природе, лесе, различных растениях, животных и птицах.
Этот
отдел включает в себя книги по естественным наукам. А дальше что? А дальше
третий отдел. Здесь собраны книги, по которым можно научиться конструированию,
рукоделию и домоводству.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Но так как вы совсем еще маленькие читатели, то для вас расстановка книг на
полках — тематическая. Смотрите сюда. (Подходит
к полке, берет книгу и указывает на полочный разделитель.) Вот здесь написано «Сказки» — значит,
тут сборники сказок. А дальше написано «Загадки. Пословицы. Поговорки» —
значит, здесь такие книги и есть. А ног полочные разделители с изображением
портретов писателей. Вот полка книгА. Гайдара, вот К. Чуковского, С. Маршака,
С. Михалкова. Посмотрите, друзья, внимательно на эти портреты писателей, и вы
всегда будете знать их. Так что все очень легко и просто. Кто хочет попробовать
найти нужную книгу? Нужны пять человек.
Читатели
выходят для участия в конкурсе.
КНИГОЧЕЙ:
Ага! Смелым честь и хвала. Итак, задание первое. Необходимо отыскать для урока
сборник русских народных сказок.
(Первый участник находит книгу на
полке с разделителем «Сказки».)
Молодчина!
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Теперь второе задание. Надо для братишки или сестренки отыскать книгу с
пословицами и поговорками. Что будем делать?
(Второй участник находит книгу на
полке с разделителем «Загадки. Пословицы. Поговорки».)
Умница!
Быстро выполнил свое задание!
КНИГОЧЕЙ:
А третье задание посложнее будет. Надо найти книгуН. Сладкова «Птицы наших лесов».
( Третий участник находит книгу за
разделителем «Птицы».)
Правильно!
Прекрасно сориентировался.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
Атеперь необходимо найти книгу о том, как воспитывать собаку, потому что очень
хочется иметь дома четвероногого друга.
(Четвертый участник находит книгу за
разделителем «Собаки.Кошки».)
Правильно
найдена книга. Значит, тебе можно смело приобретать щенка. Чувствую твою любовь
к животным.
КНИГОЧЕЙ:
Внимание! Естьещеоднозадание — последнее и самоеинтересное.
Ты хочешь на день рождения мамы (папы, бабушки и т. п.) сделать подарок своими
руками. Какой книгой ты будешь пользоваться? Если тебе трудно, то ребята
помогут отыскать нужную книгу.
(Пятый участник находит книгу за
разделителем «Рукоделие.Домоводство».)
Вот так молодчина! Умница!
В зал медленно и оглядываясь по
сторонам входит Баба-яга.
БАБА-ЯГА (восхищенно): Вон
сколько книг на полках. (Потирает руки.) И
какие красивые, и большие, и маленькие — это очень хорошо. Люблю почитать, а то
мне на печи от скуки хоть кричи. Только и слышу: «Баба-яга — костяная нога!»
Никто слова доброго не скажет. А на самом деле...
(Звучит музыка. Баба-яга поет,
пританцовывая.)
Про
Бабу-ягу говорят очень глупо:
Нога
костяная, метелка да ступа,
И
взгляд очень злющий, и зубы торчком.
И
нос очень длинный, и загнут крючком.
Я
облик весь этот пред вами разрушу,
Прошу
заглянуть в мою чистую душу.
Внутри
я добра, весела, справедлива,
Конечно
не очень, но все же красива.
Но
скучно, я вам по секрету скажу,
Когда
от безделья на печке лежу.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Вот так гостья к нам
пожаловала. Проходите, проходите сюда.
КНИГОЧЕЙ: Здравствуйте, дорогая! Вы
так прекрасно пели и танцевали, что все поняли — пришли вы к нам с добром!
БАБА-ЯГА: Ой, здравствуйте! Я-то к
вам зачем, думаете, явилась? Я- то к вам за книгами пришла. Можно выбрать
что-нибудь почитать?
БИБЛИОТЕКАРЬ: Можно. А что вы любите
читать?
БАБА-ЯГА (оживилась): А
все!
Подбегает к полкам и берет заранее
приготовленные самодельные книги с повреждениями. Набирает стопку книг.
Равновесие нарушается, и книги сыплются на пол. Некоторые падают без видимых
повреждений, а часть уже с изъянами: у одной отлетела обложка, другая — с
надорванной страницей, третья — испачкана...
БИБЛИОТЕКАРЬ и КНИГОЧЕЙ (вместе):
Осторожнее!
БИБЛИОТЕКАРЬ: Да, ребята, вот это
настоящая неприятность. (Качает головой.)
Сколько книг испорчено.
БАБА-ЯГА (смущенно):
Я сейчас все, все соберу. Вы не волнуйтесь, я все па место
поставлю. (Ставит книги куда попало.)
КНИГОЧЕЙ (громко):
Стоп, остановитесь, уважаемая, вы портите всем настроение своим поведением.
БИБЛИОТЕКАРЬ (примирительно):
Ладно, не надо так строго. Наша бабушкасовсем
не виновата в том, что случилось. Просто ей никто ними да не
рассказывал, как правильно надо выбирать книги в библиотеке.
Баба-яга плачет.
КНИГОЧЕЙ: Ну не надо, не надо
плакать, красавица вы наша. Это я сгорячанакричал, ведь книги — это большая
ценность!
БАБА-ЯГА (смотрит
в зеркало): Правда, красавица? А, ребятки?
ДЕТИ(хором): Да.
БАБА-ЯГА (довольная): Ой,
ну спасибо! Ой, утешили бабулю. Вы уж простите, я ж
не специально уронила книги, но я их вот на свои места уже поставила..
КНИГОЧЕЙ (отрицательно
качает головой): Нет, не на свои места.
БАБА-ЯГА: Как так?
БИБЛИОТЕКАРЬ: Дело в том, что
практически невозможно запомнить местонахождение сразу нескольких книг. Надо
знать систему расстановочных шифров библиотеки.
БАБА-ЯГА: Систему чего надо знать?
КНИГОЧЕЙ:
Вот посмотрите сюда. (Берет в руки книгу и указывает ни
шифр.) Каждая книга имеет свой адрес на полке. Это шифр. Он
состоит из авторского знака и названия отдела.
Авторский знак включает в себя букву,
на которую начинается фамилия автора, и цифру по распределению алфавитного
номера. Для этого существуют специальные авторские таблицы. Вот такие. (В
целях общего ознакомления показывает таблицы.)
БИБЛИОТЕКАРЬ:
А номер отдела легко увидеть на полочном разделителе. Нот если бы вы немного
пораньше к нам заглянули, то увидели бы, какнаши
юные читатели книги нужные разыскивали. И с
заданием своим они очень быстро справились.
КНИГОЧЕЙ: Правильно. Вот, послушайте
стихи о выборе книг.
Сколько
книжек здесь? Не счесть!
Все
их хочется прочесть.
Книги
находить на полке.
Сказки
— здесь, а там — стихи
Друг за дружкою стоят.
Это
вам не пустяки —
Уметь
книги выбирать.
Здесь
учебник, здесь загадки,
Здесь
узнаем о моторах, здесь истории разгадки,
А
вот там — о чемпионах,
И
смотри, дружок, на полку
Повнимательней
всегда,
И
тогда, конечно, с толку
Не
собьешься никогда.
БИБЛИОТЕКАРЬ: А что еще поможет вам в
выборе книг? Есть у нас еще один помощник —это многотемный иллюстрированный
каталог. Каталог — это список книг, имеющихся в библиотеке. Но список необычный.
Состоит он из множества карточек. А между ними — разделители. Глядя на
красочные разделители, вы можете узнать, на какие темы в библиотеке имеются
книги. Вот, например, «Сказки», «О детях», «О приключениях» ит. д.
КН ИГОЧЕЙ: А теперь давайте
посмотрим, что же пишут на карточках?
БИБЛИОТЕКАРЬ: На первом месте пишут
фамилию автора, написавшего книгу, затем — заглавие книги, год, место издания,
количество страниц.
Обратите внимание на текст, который
написан после всехданных более мелким шрифтом. Это аннотация. Давайте
повторим.
ДЕТИ: Аннотация.
БАБА-ЯГА: Слово какое-то сложное.
Сразу-то и не выговоришь. Ан-но-та-ци-я! А что это слово означает?
КНИГОЧЕЙ: Аннотация — это краткое
изложение содержания книги. Она написана так, чтобы вызвать интерес у
читателей. (Предлагает ребятам прочесть
несколько аннотаций на карточках.)
БАБА-ЯГА: Очень интересно. Скажите,
уважаемый Книгочей, а нельзя ли выбрать хорошую книгу при помощи книжной
выставки?
КНИГОЧЕЙ: Конечно же, можно. Ребята,
вы заметили, что в библиотеке к большим знаменательным событиям оформляются
книжные выставки и на абонементе, и в читальном зале? Здесь вы найдете самые
нужные и интересные книги для чтения.
В целях расширения читательского
кругозора библиотекарь можетрассказать о выставках, оформленных на данный
момент.
БАБА-ЯГА: Ребятушки, а давайте-ка немного
поиграем. Я вам начну читать стихи, а вы закончите в рифму. И обязательно
хором. Ну, поехали!
Чтобы книжки прочитать
И шагать нам в ногу с веком.
Мы
пришли в...
ДЕТИ: Библиотеку.
БАБА-ЯГА: Чтоб домой с собой взять
книжки,
И
девчонка, и мальчишка,
В
удобный для тебя момент.
Приходи
в...
ДЕТИ: Абонемент.
БАБА-ЯГА: Хочешь многое узнать —
Умей
книги выбирать.
Глянь
направо и налево —
Стоят
книги...
ДЕТИ: По отделам.
БАБА-ЯГА: Чтобы узнать среди зверей.
Кто
полезен, кто вредитель.
Посмотри
на...
ДЕТИ: Разделитель.
БАБА-ЯГА: Здесь покой и тишина
И порядок идеальный,
А
зовется зал —
ДЕТИ: Читальный.
БАБА-ЯГА: Кто еще во всем богатстве
Нам поможет разобраться?
Словно
камень у дорог
Самый
главный...
ДЕТИ: Каталог.
БАБА-ЯГА: Не такая уж и мука
Книги
с толком выбирать.
Это
— нужная наука,
Важно
правила лишь знать!
КНИГОЧЕЙ: Ой, какие молодцы! Все
поняли и все запомнили.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Атеперь вы можете
пройти на абонемент и взять для домашнего чтения книги сами, какие захотите.
Ведь теперь вы самостоятельно умеете их выбирать.
БАБА-ЯГА: Но не забывайте, что книги требуют бережного отношения,
так что не уроните их, и прежде чем опустить их в портфель, положите книжки в
целлофановый или в бумажный пакет. Ну, до скорых встреч. Мне на печку пора. А то
я вот себе тоже сказочки выбрала, скорее хочется их почитать. Пока, мои
хорошие!
КНИГОЧЕЙ (машетрукой): До свидания!
Приходите в гости еще. И вам, ребятки, всего доброго.
Дети с библиотекарем идут на абонемент и выбирают книги.
Я. ТАТИЛОВА, г. Курск
Комментариев нет:
Отправить комментарий